Появившаяся в СМИ информация о том, как нотариусы исполняют положения закона (115-ФЗ) «О противодействии легализации (отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вызвала широкий общественный интерес. Федеральная нотариальная палата выступила с разъяснениями, что требования Росфинмониторинга никаким образом не сказываются на добросовестных участниках сделок с недвижимостью, более того, их соблюдение также способствуют защищенности собственников жилья.
Начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты Антон Макаров, отвечая на вопросы в прямом эфире телеканала «Россия-24» подчеркнул: «С точки зрения оборота ничего не поменялось. Никаких новых правил контроля Росфинмониторинг в настоящий момент не ввел. Федеральный закон, который вменяет в обязанность юристам (в том числе нотариусам) и риелторам сообщать о подозрительных сделках в Росфинмонторинг, действует с 2009 года».
Нотариальное сообщество в полной мере исполняет требования, выдвигаемые данным законом. Как отметил член методической комиссии ФНП Александр Сагин в комментарии «Ведомостям»: «Нотариусы активно участвуют в противодействии отмыванию преступных доходов. У нас есть доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, утверждаемому Росфинмониторингом, в соответствии с которым проверяется каждый договор. При установлении признаков сделки, которая направлена на легализацию преступных доходов, нотариус информирует Росфинмониторинг через форму на сайте».
Признаки подозрительной сделки, указанные в приказе, таковы, что под них подпадают операции, с максимальной долей вероятности являющиеся криминальными либо содействующими терроризму. Для того, чтобы сделка была признана сомнительной, она должна подпадать под несколько признаков. То есть, если граждане просто рассчитываются при покупке квартиры наличными, ни нотариус, ни риелтор сообщать об этом не станут. А вот если объект недвижимости за короткий срок несколько раз перепродавался по заниженной или, напротив, сильно завышенной стоимости, и новая сделка проводится при этом за наличные средства — скорее всего, здесь действуют мошенники.
«Задача нотариуса в этом случае — пресечь подобную сделку, чтобы не пострадали добросовестные покупатели недвижимости. Ведь если впоследствии этот объект недвижимости купит добросовестный приобретатель, а сделка будет оспорена, у него отберут эту квартиру», — пояснил Александр Сагин журналистам в прямом эфире телеканала РБК.
Деятельность нотариуса направлена на обеспечение чистоты сделок, защиту прав и законных интересов граждан. Нотариально удостоверенные сделки именно благодаря тщательной проверке защищены от последующего оспаривания в суде, так как имеют повышенную доказательственную силу. Одной из причин того, что до сих пор, к сожалению, не решена проблема с мошенническими схемами в обороте недвижимости, является то, что не все сделки с недвижимостью подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Существует так называемая простая письменная форма договора, которая еще возможна для многих сделок. Если собственник один — он может заключить сделку без участия нотариуса, чем, как правило, и пользуются мошенники, так как эта сделка не проходит правовой контроль, обязательный для нотариальной формы.
Сейчас обязательное нотариальное удостоверение введено только для сделок с долевой собственностью или с участием несовершеннолетних собственников.