Нотариус Москвы Агафонова Ирина Викторовна

Московская городская нотариальная палата

Блокчейн против нотариусов

февраля 5, 2018

Одним из самых популярных примеров того, как блокчейн буквально скоро изменит всю нашу жизнь, является удостоверение контрактов и документов — то есть то, чем сейчас и последние много веков занимаются нотариусы. Тем более, что сложно придумать что-то более несовременное, чем образ человека, сидящего в окружении громадного количества папок с бумагами, вся работа которого заключается в том, что он проверяет физические документы у людей и удостоверяет их правильность или то, что они были подписаны в его присутствии, причем удостоверяет опять-таки физической печатью и подписью. Этот человек выглядит откровенным вызовом современному цифровому миру, особенно на фоне других представителей “древнейших” профессий — бухгалтеры успешно освоили компьютеры, юристы развлекаются legal-tech и хакатонами, а нотариусы просто заменили пишущую машинку на текстовый процессор и продолжают наклеивать марки и выдавливать печать на сургуче.

Обычно самый популярный тезис на тему того, как блокчейн сделает ненужными нотариусов выглядит так — к нотариусу обычно обращаются за удостоверением подписи или документа, доверяя таким образом эту функцию третьей стороне, но теперь у нас есть блокчейн, давайте записывать в него документ и тогда никто не сможет подделать этот документ или изменить его задним числом и не надо никакого нотариуса. Останется только всем обзавестись электронными подписями, правда, но это ведь не так и сложно.

Хорошо известны и возражения этому тезису — нотариус в реальной жизни не просто удостоверяет факт, что та или иная подпись поставлена в его присутствии — он также удостоверяет факт, что человек, поставивший эту подпись, является тем, за кого он себя выдает и имеет на этот счет все необходимые документы. Кто проверит, что электронная подпись, которой подписывается документ от имени Иванова Ивана Ивановича, на самом деле в данный момент используется гражданином Ивановым? Где гарантия, что на этого гражданина не направлен пистолет или он каким-либо другим способом не принуждается к использованию подписи? Никуда без живого человека не деться, делают вывод обе стороны и расходятся.

Между тем, совершенно необязательно для применения блокчейна ставить себе цель извести живых нотариусов. Действительно, пока человеку для удостоверения собственной личности требуются какие-либо внешние сущности, будь-то паспорт или цифровой сертификат, обойтись без человеческого контроля соответствия носителя и удостоверения не получится. Но вот дальнейшие действия нотариуса, которые заключаются в прикладывании печати или составлении нотариального акта, часто на бланках особого учета (с водяными знаками и голограммами), а также внесении записей о совершенных действиях в реестр, который представляет из себя прошитую вручную книгу с пронумерованными листами — вот это уже идеальное поле для блокчейна.

Переносим записи о действиях в блокчейн, снабжаем каждую из них электронными подписями сторон — и буквально следующая запись начнет гарантировать, что никто, даже сам нотариус, не сможет изменить задним числом предыдущие записи, ведь для этого ему понадобится собрать опять всех клиентов и попросить переподписать все документы, заверенные ранее.

Документы на бланках особого учета превращаются в электронные документы, уникальные хеши которых также хранятся в реестре нотариуса — таким образом, изменить этот документ задним числом тоже не получится.

Кстати говоря, аналогичным образом в блокчейн можно перенести вообще всё, что требует для своего ведения либо бланки особого учета или реестр с гарантией целостности, как, например, многие виды первичной документации в бухучете или на технологически сложных производствах.

И в результате легким движением руки уничтожаются многочисленные папки с бумагами и остаётся один сплошной блокчейн. И нотариусы могут спать спокойно.

Пока не появится возможность подписываться собственной ДНК, например.

Нотариус Москвы Агафонова Ирина Викторовна

Московская городская нотариальная палата


Лицензия на право ведения нотариальной деятельности № 000225-77

выдана Главным управлением Министерства юстиции РФ от 31 марта 2003 г.

© 2003-2024 НОТАРИУС АГАФОНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА