Нотариус Москвы Агафонова Ирина Викторовна

Московская городская нотариальная палата

Третейский суд не входит в систему правосудия — Конституционный суд

июня 8, 2011
Российская газетаНаталья Козлова
«Российская газета» — Федеральный выпуск №5498 (122)
08.06.2011, 00:40

Эта статья является комментарием к:

[00:00] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 10-П город Санкт-Петербург «по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»

Насколько законно решение коммерческого третейского суда, когда он своим вердиктом отнимает недвижимость? Подобного рода вопросы в последнее время стали весьма актуальны и вызывают жаркие споры. Это стало причиной специального заседания Конституционного суда РФ.

Сегодня «Российская газета» публикует решение Конституционного суда, который проверил полномочия третейских судов в имущественных спорах. Поводом к рассмотрению дела стал запрос Высшего арбитражного суда.

Основанием для заседания Конституционного суда стала ситуация, которая сложилась некоторое время назад в Татарстане. Там некая коммерческая фирма была залогодателем по договорам ипотеки. Кредит предоставил местный коммерческий банк.

Но в итоге ситуация сложилась проблемная. Заемщики, а это — две бизнес-структуры, свои обязательства по кредитным договорам выполняли из рук вон плохо. И озабоченный банк обратился в третейский суд.

Кредитная организация попросила взыскать образовавшиеся долги имуществом. Конкретнее — несколькими объектами недвижимости, которые принадлежали фирме.Третейский суд решил спор в пользу банка, но обиженная фирма отказалась это решение выполнить.

Тогда банк пошел в Арбитражный суд Республики Татарстан. Банк попросил выдать ему исполнительные листы на принудительное исполнение вердикта третейского суда. Арбитражный суд просьбу уважил. Фирма, проиграв все инстанции в своем регионе, оспорила судебные решения в столице. Как заявляют коммерсанты, по их мнению, третейские суды не считаются в России государственными судебными органами. Поэтому они и не имеют права выносить решения: забирать недвижимость.

Президиум Высшего арбитражного суда решил, что вопрос о правах третейских судов действительно сложный и есть некая неопределенность в законодательстве, когда речь идет о третейских судах и имущественных спорах по недвижимости.

Мнения юристов по этому вопросу разделены, причем очень жестко. Одни считают, что третейские суды наделены необходимыми полномочиями, прежде всего в области частных гражданско-правовых отношений. Другие согласны с Арбитражным судом в том, что с коммерческими судами есть проблемы.

Вообще-то Арбитражный суд всегда с повышенным вниманием относился к третейским судам. Злые языки намекали на некую боязнь конкуренции.

В своих выводах Конституционный суд делает вывод об отсутствии противоречия Конституции в содержании оспариваемых норм Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Закона «О третейских судах в РФ» и Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Некоторые эксперты считают, что этим постановлением суд поддержал развитие третейского разбирательства в нашей стране.

В своем решении Конституционный суд подчеркнул, что третейский суд не входит в систему правосудия. КС посчитал возможным рассмотрение споров с публичным элементом с участием третейских судов, в том числе и применительно к заложенному недвижимому имуществу.

А еще суд сказал, что публично-правовой характер споров, не допускающий их рассмотрение третейским судом, зависит не от вида имущества, а от сторон и специфики возникших между ними правоотношений.

КС заявил, что рассмотрение третейскими судами гражданско-правовых споров, касающихся недвижимости, не противоречит нашему Основному Закону.

Когда третейский суд разрешил спор по поводу недвижимого имущества, то последующее обращение взыскания на это имущество может быть двумя способами. Если недвижимость отдана в залог, то ее судьбу может решить и государственный , и коммерческий суд.

Защитники коммерческих судов с таким решением не солидарны. Они говорят, что после вердикта КС репутации всей системы третейских судов нанесен серьезный урон.

Хотя те, кто ратовал за решение споров в основном коммерческими судами, вероятно, забыли, что в стране масса проблем с так называемыми «карманными» третейскими судами, которые, как грибы после дождя, произросли во множестве при крупных банках и корпорациях.

Подготовлен законопроект об аресте водительских удостоверений за долги

июня 8, 2011

Российская газетаВладислав Куликов

«Российская газета» — Федеральный выпуск №5498 (122)

08.06.2011, 00:55

Сегодня судебные приставы представят миру свой новый проект: предлагается лишать должников права сидеть за рулем или заниматься любимым делом.

Ведомство давно продвигает идею перевести должников на отношения по классической формуле «права — деньги — права», описанной, правда, с несколько другими элементами еще в курсе политэкономии.

На этот раз никакой экономии: долги придется вернуть все и сразу, иначе придется тосковать по любимым занятиям: охоте, рыбалке, вождению автомобиля и всему тому, что греет сердце конкретного неплательщика. На юридическом языке это называется ограничением специальных прав. Как сообщил первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов Сергей Сазанов, ведомство уже разработало соответствующий законопроект, документ может быть принят в 2012-2013 годах. По крайней мере, на это надеются в службе.

А сегодня эти и другие не менее броские идеи будут обсуждаться на международной научно-практической конференции, которая пройдет на базе Казанского государственного университета. Обсуждать проблемы повышения эффективности исполнения судебных решений приедут эксперты из 17 государств ближнего зарубежья, а также десять представителей европейских стран. Недавно законопроект выносился и на обсуждение общественного совета при Федеральной службе судебных приставов.

По словам Сергея Сазанова, в ближайшее время законодательная инициатива будет передана в минюст, а ведомство в свою очередь направит ее в правительство. Свои заключения под проектом уже поставили и европейские эксперты, они довольны.

— Мы перенимали опыт у наших зарубежных коллег, — говорит Сергей Сазанов. — Ограничения специальных прав есть в США, Израиле, а также сейчас активно вводятся законодательством Казахстана.

Планы приставов лишить должников удовольствий были известны давно, так что рано или поздно подобного законопроекта следовало бы ожидать. При этом сама идея неизменно вызывала критику у многих адвокатов и правозащитников. Представители клана скептиков выдвигали встречные предложения: мол, почему бы ни арестовывать тещу должника или вовсе накладывать запрет на исполнение супружеского долга?

Лучший способ убить какую-нибудь идею — довести ее до абсурда. Поэтому ничего удивительного, что немало простых граждан, наслушавшись подобных интерпретаций, стали в штыки воспринимать инициативу. Самих приставов подобное отношение, по их словам, удивляло, а по наблюдением корреспондента «РГ», — еще и возмущало.

Мол, почему должник должен управлять роскошной яхтой или новеньким джипом, пока его дети от предыдущего брака недоедают?

По словам представителей ведомства, законопроектом предусмотрено ограничение дополнительных прав, для пользования которыми нужны средства.

Разве содержать автомобиль — дешевое удовольствие? Также предполагается ограничивать права заниматься охотой, управлять воздушным или морским видом транспорта и тому подобное.

— Часто бывает, когда у должника все имущество переписано на друзей, родственников, подставных лиц, а сам должник вообще ничего не имеет, при этом ездит в роскошной машине, ходит на охоту, имеет свой катер или яхту, — говорит Сергей Сазанов. — С точки зрения закона, его очень трудно поймать. Если же заядлый охотник посидит дома в самый сезон, тоскливо глядя на любимое ружье, быть может, дорога до кассы ему уже не покажется бесконечно долгой.

При этом ограничения не будут распространяться на тех, кто профессионально занимается своей деятельностью: водителей автобусов, маршруток, такси и так далее.

Так что запрета на профессию, которого опасаются многие критики, не будет. Если человек зарабатывает этим на жизнь, он будет зарабатывать и раньше. Лишать куска хлеба должника не предполагается.

К тому автомобиль для него еще и возможность расплатиться с долгами, не зря же порой говорят про машину — кормилица. Правда, у частных извозчиков могут возникнуть проблемы: как официально доказать, что вождение и хлеб для них — одно и то же?

Также, согласно законопроекту, судебные приставы-исполнители не вправе будут лишать водительских прав граждан, которые обслуживают и обеспечивают инвалидов. Эта оговорка не требует пояснений.

Как сказали «РГ» в одном из юридических бюро, арест прав может стать весомым аргументом, когда от должников требуются не деньги, а какие-то действия. Допустим: перенести забор, вселить в квартиру опостылевшую невестку или — было курьезное решение в одном из регионов — не занимать долго ванну в коммунальной квартире. Здесь должник может не скрывать свое имущество: оно никому не нужно. Максимум, что грозит человеку, это административный штраф. Правда, когда речь идет о вселении, приставы могут войти в дверь без разрешения и ввести «прописанного» судом человека в его новые аппартаменты. Если надо что-то снести или передвинуть, тоже, теоретически, вопрос решаем.

А как быть, если, скажем, должница не позволяет бывшему супругу видеться с их общим ребенком? Не прячет, не похищает, но просто не пускает на порог, иногда под благовидными предлогами, когда бывший муж приходил повидаться с ребенком.

Или наоборот: что делать, если богатый отец чинит козни матери своих детей?

Быть может, если он побудет бесправным, станет более сговорчивым?

Нотариус Москвы Агафонова Ирина Викторовна

Московская городская нотариальная палата


Лицензия на право ведения нотариальной деятельности № 000225-77

выдана Главным управлением Министерства юстиции РФ от 31 марта 2003 г.

© 2003-2025 НОТАРИУС АГАФОНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА