Нотариус Москвы Агафонова Ирина Викторовна

Московская городская нотариальная палата

Развивая альтернативную процедуру урегулирования споров, Россия опирается на европейский опыт, но не забывает учитывать свои социально-культурные особенности.

октября 1, 2010
S4200082_0_lit.jpg

 

Федеральная нотариальная палатаПриветственным выступлением полномочного после Франции в России Жана де Глиниасти открылась 30 сентября 2010 г. Первая российско-французская конференция по медиации. В ходе этого форума, проходившего в Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, российские юристы рассказали о недавно принятом в нашей стране федеральном законе «Об альтернативной процедуре урегулировании споров с участием посредника (процедуре медиации)», а их французские коллеги делились своим опытом в этой области.

Организаторами конференции выступили Центр медиации и права и GEMME France (секция европейского объединения судей-медиаторов).

Участников конференции приветствовал советник Президента России В.Ф. Яковлев, который в своем докладе отметил, что отечественная правовая система находится в состоянии бурного развития. С одной стороны, она старается использовать опыт дореволюционной России, а с другой – должна соответствовать современным реалиям и достижениям мировой правовой системы.В условиях, когда суды перегружены, необходимо, по словам В.Ф.Яковлева, использовать альтернативные методы разрешения споров. Термин «медиация», кстати, появился еще в Арбитражном процессуальном кодексе РФ 2002 года, однако профильный закон был принят только через 8 лет. А еще нужно принять подзаконные акты, в частности, Программу подготовки медиаторов, которую утверждает правительство РФ.«Мы предпримем дополнительные усилия, чтобы правительство поскорее подготовило этот документ», ­– сказал советник главы государства и выразил надежду, что примирительные процедуры станут полноценным элементом гражданского общества.В.Ф.Яковлев также сообщил, что судебные органы намерены способствовать этому процессу, а Высший Арбитражный Суд РФ уже подготовил законопроект о судебной медиации.

Судья Конституционного совета Франции Ги Каниве, в свою очередь, отметил, что медиация является элементом государственной политики, причем она не только позволяет разгрузить суды, но и способствует разрешению правовых споров на основе консенсуса.

Президент Научно-методического центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили особо подчеркнула, что медиаторы не являются конкурентами юристам, оказывающим правовую помощь, а альтернативные способы разрешения споров не заменяют адекватный способ (то есть суд), а соседствуют с ним. Причем порой возможны гибридные формы, когда медиация используется в суде.

Призвав использовать для развития медиации международный опыт, Ц.А. Шамликашвили заявила, что «мы ни в коем случае не можем копировать его и должны учитывать социокультурные особенности нашей страны».

Президент Федеральной нотариальной палаты М.И.Сазонова в своем выступлении продемонстрировала отличия нотариуса от иных посредников, призванных урегулировать споры. Она заметила, что хотя в законе о медиации нотариусы, как впрочем, и другие юридические профессии, такие как адвокат, не упомянуты в числе лиц, осуществляющих процедуру медиации, это «ничуть не умоляет их роли в этом процессе – ибо они занимаются этой деятельностью повседневно, и она является составной частью их профессии».

Поэтому «в проекте Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», работа над которым под эгидой Министерства юстиции Российской Федерации находится на завершающем этапе, имеется специальная норма, предусматривающая право нотариуса на урегулирование спора с использованием медиации».

«Мы полагаем, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения медиативного соглашения, удостоверенного нотариусом, заинтересованная сторона могла бы обратиться к нотариусу за совершением исполнительной надписи – придание обязательной силы таким документам повысило бы значимость совершенного нотариального действия и разгрузило бы суды от рассмотрения подобных споров», – заявила М.И.Сазонова.

А президент Федеральной палаты адвокатов Е.В. Семеняко коснулся вопроса об участии адвокатского сообщества процедурах урегулирования споров. Он упомянул о существующей точке зрения, согласно которой «адвокат по своему профессионально-психологическому статусу наименее подготовлен к медиации», так как он нацелен на борьбу в интересах защиты своего клиента.  Докладчик не согласился с таким утверждением и высказал мнение, что адвокат «в наибольшей степени озабочен поиском способа примирения».В каких-то судебных процессах примирение, конечно, невозможно. Но порой даже в уголовном судопроизводстве имеется ряд свойственных медиации процедур. Речь идет, как отметил Е.В.Семеняко, например, о так называемой сделке с правосудием.

Глава Федеральной палаты адвокатов также сообщил, что с этого года в программу обучения адвокатов включен курс по медиации, и выразил надежду, что основы медиации вскоре будут изучаться, пусть хотя бы факультативно, в наших юридических вузах.

 

Константин Катанян

500 000 рублей — штраф для чиновников за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами

октября 1, 2010

Депутат А.А.Губкин внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в статьи 7.22 и 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях«.

Законопроектом предлагается установить механизм привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.22 и 7.23 Кодекса.

Данные статьи Кодекса дополняются новыми частями, предусматривающими в качестве административного наказания в отношении должностных лиц повышенный размер административного штрафа либо дисквалификацию, а в отношении юридических лиц — сравнительно высокий размер административного штрафа.

Статья 7.22 Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений — дополняется частью 2 следующейго содержания:

То же действие, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Также статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами — дополняется частью 2 следующего содержания:

То же действие, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Адвокаты и нотариусы готовятся к примирительным переговорам с гражданами

октября 1, 2010

 Российская газета

«Российская газета» — Федеральный выпуск №5301 (222) от 1 октября 2010 г.

Вчера президент Федеральной палаты адвокатов Евгений Семеняко заявил, что в ближайшее время появятся специальные курсы, на которых защитников научат мирить людей.

Причем учиться миру придется не только молодым адвокатам, но и уже опытным. Ведь курсы повышения квалификации время от времени должны проходить все, ну или желательно все.

Это заявление прозвучало на первой российско-французской конференции по медиации, которая прошла вчера в Московской государственной юридической академии. Де юре медиация — специальная процедура примирения — в нашем законе появилась недавно. Но юридическое сообщество уже давно к ней шло.

А французский опыт может помочь нашим законникам выстроить институт мирного решения споров. Как сказал выступавший вчера присяжный медиатор из Франции, судья в отставке Жан А. Мириманофф, до сих пор юристы использовали в своей речи военные термины: судебная битва, баталии, схватка. А процедура примирения — это совершенно новый взгляд на проблему, и спор — это не всегда война.

По закону стать медиатором может любой гражданин России. Он не должен иметь судимостей и быть старше 18 лет. Но такой посредник может работать только в частном порядке. Скажем, добрая тетушка, которая мирит разгоряченных молодых супругов, тоже в какой-то степени медиатор. А семейные споры для медиации — первое дело. Для тех же, кто хочет получить профессиональный статус медиатора, установлены требования: высшее образование, специальная подготовка и возраст не младше 25 лет. Естественно, минус судимость. Не исключено, что в перспективе медиаторы объединятся в саморегулирующую организацию, которая существует у адвокатов или нотариусов. Но есть и другой вариант: профессиональные юристы будут просто получать мирную корочку и заниматься поиском компромиссов, так сказать, параллельно основной работе. В этом случае отделы «дружбы» могут появиться, допустим, в сообществах адвокатов и нотариусов.

Как рассказал Евгений Семеняко, поэтому французский опыт очень важен для нас. Как выяснилось, у наших юристов с парижскими коллегами очень много точек соприкосновения.

— Во Франции никогда не считалось, что адвокаты не могут быть медиаторами, — заявил Евгений Семеняко. — Хотя такая точка зрения, к сожалению, высказывалась. На мой взгляд, это однобокое понимание адвокатской профессии и одностороннее отношение к тому, чем должны заниматься медиаторы.

Основное поле деятельности медиаторов — семейные, трудовые, корпоративные и тому подобные споры. Научно-методический центр медиации и права, который был одним из организаторов конференции, уже начал подготовку профессиональных медиаторов.

Нотариус Москвы Агафонова Ирина Викторовна

Московская городская нотариальная палата


Лицензия на право ведения нотариальной деятельности № 000225-77

выдана Главным управлением Министерства юстиции РФ от 31 марта 2003 г.

© 2003-2025 НОТАРИУС АГАФОНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА