Нотариус Москвы Агафонова Ирина Викторовна

Московская городская нотариальная палата

Досудебное взыскание платежей избавит бизнес от лишних расходов

мая 25, 2010

Наталья Барановская
«Российская Бизнес-газета» №751 (18) от 25 мая 2010 г.

Верховный суд России разработал новую редакцию законопроекта, предусматривающего возможность досудебного порядка принятия решений о взыскании таможенных, налоговых и других видов платежей, если их сумма не превышает 1,5 тыс. рублей. Первая редакция, по словам председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, не нашла поддержки в профильных комитетах Госдумы. Бизнес надеется, что вторая попытка будет удачной: судебное взыскание разного рода платежей не только перегружает суды, но и влечет крайне неприятные последствия для компаний, с которых взыскиваются деньги.

Как объяснил «РБГ» Иван Кидяев, адвокат Московской коллегии адвокатов «Арутюнов и партнеры», такие мелкие суммы часто оказываются невыплаченными в срок из-за технических проблем в организации — например, компьютерных сбоев. А участие в судебном разбирательстве по поводу копеечного долга требует от компании таких же финансовых затрат и людских ресурсов, как при миллионном долге. Но деньги не главное — досудебный порядок взыскания небольших долгов защитит бизнес от рейдерских захватов и снизит давление со стороны коррумпированных чиновников. «Воспользовавшись тем, что на компании висит долг, рейдеры или конкуренты, заручившись поддержкой чиновников, могут инициировать возбуждение против компании административного или даже уголовного дела, — говорит Иван Кидяев. — В результате возникает риск потерять бизнес».

Малому бизнесу, у которого на счету каждый рубль, взыскание платежей в досудебном порядке тоже облегчит жизнь: кредиторы часто предусматривают пени за просрочку платежей, а в суд обращаются не сразу после просрочки, а через год, когда набегут солидные проценты. Да еще и госпошлину приходится платить. «Обязанность кредитора направить своему должнику претензию сразу после наступления просрочки по договору, безусловно, исключает накопление штрафных денежных санкций», — отмечает адвокат.

Легче станет и судам, для которых взыскание мелких долгов выливается в крупные расходы, в том числе почтовые. Например, российские арбитражные суды, по словам председателя Высшего арбитражного суда РФ Антона Иванова, уже сейчас полностью истратили все выделенные на 2010 год средства, предусмотренные в бюджете на оплату их почтовых расходов.

 

На рынке юридических услуг резко увеличилось число лжеадвокатов

мая 25, 2010

Наталья Козлова
«Российская газета» — Федеральный выпуск №5190 (111) от 25 мая 2010 г.

Два с половина года колонии отмерил недавно тверской суд гражданину, выдававшему себя за адвоката. Этот человек получал солидные гонорары от клиентов, а затем бесследно исчезал.

Первый раз Виктор Кавелин попал в поле зрения органов, когда в милицию пришла местная жительница и рассказала, что попросила этого человека представлять ее интересы по делу об убийстве сына. Женщина не могла знать, что тот был лишен статуса адвоката еще в 2006 году по решению суда. За услуги фальшивый защитник взял с гражданки гонорар в размере 5 тысяч долларов и еще 40 тысяч рублей на так называемые непредвиденные расходы. У липового адвоката были как бы по- настоящему поддельные ордера, заверенные печатями с его фамилией и реквизитами одной из региональных адвокатских палат. Когда юрист перестал отвечать на звонки клиентки, женщина пошла в милицию. Там выяснилось, что она далеко не первая — защитник обманул очень многих. Левого адвоката повязали в районном суде Твери на глазах у его изумленных клиентов. Его приговорили к двум с половиной годам колонии.

Суды над лжеадвокатами давно перешли из разряда экзотики в обычные процессы. Но эксперты говорят, что количество приговоров липовым защитникам — это капля в море. Лишь единицы идут жаловаться на обман, если поймут, что он действительно был.

В городе Королёве суд вынес обвинительный вердикт по очень похожему уголовному делу местного жителя Артема Вякина. Он признан виновным в мошенничестве. Гражданин купил поддельную справку из управления минюста по Ульяновской области и фальшивую выписку из протокола заседания Совета областной адвокатской палаты. Из этих документов следовало, что Вякин якобы числится членом адвокатской палаты области и исключается из реестра указанного учреждения в связи с выездом на жительство в Москву.

Прибыв в столицу, Вякин представил документы в адвокатскую палату Москвы и был зачислен в ее члены, включен в столичный реестр и получил удостоверение адвоката. Обман всплыл быстро, и Вякина из палаты исключили. Но на его работе это как-то не отразилось. Бывший адвокат получил от жителя Королёва полмиллиона рублей за освобождение от уголовной ответственности его родственника. Для этого достаточно было, по его словам, сделать экспертизу, что подследственный психически болен. Деньги за услугу лжезащитник взял, но ничего не сделал.

Гражданка дала объявление в газету об оказании юридических услуг, не имея не то что юридического, но и высшего образования. Дама обещала помощь в любых жилищных спорах, взыскании алиментов, спорах о наследстве, обещала защиту по уголовным делам. Буквально через несколько дней к новоявленному юристу обратилась пенсионерка с вопросом о праве собственности на комнату. Зольникова назвала цену — 5 тысяч рублей. У пенсионерки таких денег не оказалось, и защитница предложила заплатить ей частями. Бабушка подписала договор и выложила половину суммы. На руки пожилая женщина получила липовую квитанцию разового сбора, где Зольникова значилась как агент юридической фирмы. Ничего из обещанных исков-заявлений дама так и не написала, хотя продолжала брать с бабушки деньги.

Всего по делу Зольниковой потерпевшими признаны 11 человек. Это те, кто написал заявления в прокуратуру. В действительности обманутых было куда больше.

Суд Красноярска тоже рассматривал дело, которое окрестили «делом адвокатов». Представители адвокатской фирмы обвинялись в мошенничестве. Юристы обещали водителям, лишенным водительских прав, добиться в суде решения о возврате отобранных документов. Клиентам, приходившим в фирму, молодые люди такую возможность объясняли несовершенством законодательства, наличием множества лазеек, используя которые можно абсолютно законно вернуть права. Те, кто поверил, заплатили большие деньги за услуги адвокатов и на руки получили фальшивые решения судов о возврате прав. От таких «услуг» пострадали несколько десятков человек. Они действительно получили назад свои права — на основании поддельных решений судов. Но когда афера вскрылась, водительские удостоверения у них отобрали.

За последние годы больше всех получил липовый адвокат из Краснодара. Его приговорили к 9 годам за квартирные махинации. Он пытался продать квартиры в строящемся доме в центре города. Низкие цены на квартиры мошенник объяснял тем, что они якобы конфискованы судебными приставами. Но требовал первоначальный взнос. При этом «продавец», чтобы создать видимость законности сделок, вместе с клиентом заходил в здание судебных приставов, где якобы оформлял квитанции на покупку.

Откуда берутся в таком количестве левые защитники?

По данным Ассоциации юристов России, за последние 5 лет юридические вузы и факультеты выпускали по 150 тысяч юристов ежегодно, тогда как официальный статус адвоката имеют всего 63 тысячи человек по всей стране.

Официальный представитель Федеральной палаты адвокатов Александр Крахмалюк рассказал, что адвокатское сообщество ежегодно прекращает статус 450-500 адвокатам — за нарушения профессиональных и этических правил. Куда они идут? На свободный рынок. Туда же стекаются неквалифицированные юристы и те, кого выгнали из милиции, прокуратуры, судов и коммерческих организаций. Никто не запрещает им заниматься юридической практикой в рамках предпринимательской деятельности. Эту деятельность контролируют два ведомства — минэкономразвития и минпромторг. Специального контроля за теми, кто ведет такую предпринимательскую деятельность, как юридическая помощь, нет.

— Интересная складывается ситуация, — говорит Александр Крахмалюк. — Она похожа на ситуацию с дорожным движением, где минюсту поручено контролировать лишь движение одного вида транспорта — предположим, трамвая (это адвокатура и нотариат), тогда как весь прочий транспорт по улице юридической практики едет, как ему вздумается и куда ему захочется. И это стало складываться в очень сложную проблему.

Впервые позиция министерства юстиции по проблеме регулирования системы юридической помощи перед широкой аудиторией была заявлена на четвертом Юридическом форуме весной этого года. С докладом на эту тему выступал заместитель министра юстиции Юрий Любимов. Он назвал нынешнее состояние сферы предоставления юридической помощи и оказания правовых услуг юридическим тупиком, в который привели двойные стандарты регулирования юридической профессии. Одна часть практикующих юристов — адвокаты — подчиняется требованиям корпоративного законодательства, а другая — полностью свободна от них.

В такой ситуации министерство юстиции решило стать регулятором процесса, конечная цель которого — создание единой корпорации практикующих юристов с едиными стандартами и правилами регулирования профессиональной деятельности.

Возможно, это не быстрый, но выход. А тем временем объявлений об оказании юридической помощи населению становится все больше и больше. Какие из них настоящие?

 

Нотариус Москвы Агафонова Ирина Викторовна

Московская городская нотариальная палата


Лицензия на право ведения нотариальной деятельности № 000225-77

выдана Главным управлением Министерства юстиции РФ от 31 марта 2003 г.

© 2003-2025 НОТАРИУС АГАФОНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА