Нотариус Москвы Агафонова Ирина Викторовна

Московская городская нотариальная палата

Накануне отпускного сезона Госавтоинспекция разъяснила, что делать, если у вас изъяли права в другом регионе

апреля 15, 2010
Российская газета

Владимир Баршев

«Российская газета» — Федеральный выпуск №5158 (79) от 15 апреля 2010 г.

 Фото: Куксин Сергей
Фото: Куксин Сергей

Эти разъяснения, которые специально для «Российской газеты» дали в ГИБДД, особенно актуальны в преддверии массовых поездок на отдых.

Совершили нарушение, за которое вас могут отлучить от руля? Заранее подумайте, где и как вы будете получать водительское удостоверение обратно.

Представим ситуацию: вы поехали в отпуск, неосторожно пошли на обгон через сплошную — и тут же встретились с инспектором. Альтернативы нет: часть 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях — лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Независимо от региона судьи принимают в подобных ситуациях однозначное решение: лишить права управления. По первому случаю — на 4 месяца.

Однако бывает, человек, спешащий урвать каждый час предполагаемого отдыха, об этом не задумывается. Зачастую он даже на суд не приходит. И тут он может столкнуться с первыми проблемами. Возвращаясь с отдыха, имея на руках только временное разрешение, выданное сроком на два месяца, он может неожиданно для себя на дороге узнать от первого же гаишника, что был лишен прав еще неделю тому назад. А поэтому теперь его будут судить по части 2 статьи 12.7. Тут ему грозит административный арест до 15 суток.

Допустим другое — ему повезло. Он ехал аккуратно, у гаишников были другие дела, и до дома он добрался без приключений. Он пребывает в полной уверенности, что без него суд его прав не лишит.

И вот однажды находит в почтовом ящике уведомления о том, что суд состоялся и прав его лишили в том самом курортном городе, где он полихачил. Многие в таком случае занимают самую глупую позицию — выжидательную. Думают, пройдут положенные четыре месяца «бесправия», пойду в родное ГАИ и верну свои документы.

Вот такое полное незнание процедуры приводит к тому, что возвращение желанных прав растягивается на месяцы — плюс к назначенному сроку лишения.

В эту западню, которую можно было избежать, попадают многие. Предположим, что человек проживает в Тюмени, а прав его лишили в Иркутске. Спустя назначенный судьей срок он приходит в свое отделение в Тюмени за правами, а ему говорят, что, во-первых, ваши права в Иркутске. Посылайте запрос и ждите, когда эти права к нам прибудут. Во-вторых, еще не факт, что срок лишения вас права управления истек. Хотите решить вопрос быстрее — езжайте в Иркутск.

Все эти требования вполне законны. Если вас лишили прав в Иркутске и вы не оспаривали решения местного мирового судьи, то срок лишения начинает исчисляться спустя 10 дней после приговора. Если вы не сдали временное разрешение на управление в подразделение ГАИ, которое хранит ваши права, то срок лишения начинает исчисляться после истечения срока действия временного разрешения. А если вы не сдали и сами права, например, сославшись на то, что их потеряли или где-нибудь забыли, то срок начинает исчисляться с момента сдачи этого документа.

Поэтому, чтобы не ездить в Иркутск, вам потребуется написать запрос в тамошнее ГАИ, которое хранит ваш документ, с просьбой выслать его по месту жительства. И только после того, как ваша местная Госавтоинспекция получит этот документ с комментариями, когда срок начали считать и когда он должен закончиться, вы сможете получить права на руки в своем ГИБДД.

Чтобы избежать такой ситуации, вы должны сразу в протоколе об административном правонарушении прописать, что ходатайствуете о рассмотрении дела по вашему месту жительства. Вы также можете ходатайствовать перед судьей о том, чтобы исполнением решения занималось ГИБДД по вашему месту жительства. Таким образом, в течение срока лишения ваши права будут перенаправлены в ваш регион, в то ГАИ, которое курирует ваш район. При такой процедуре по истечении срока вы сможете получить свое водительское по месту жительства.

Таким образом смог бы избежать лишних сложностей читатель «РГ» из подмосковного города Серпухова. Но у него ситуация еще интереснее. Его лишили прав в Краснодарском крае. Скорее всего, он посчитал, что к тому моменту, когда закончится срок лишения, у него истечет и срок действия прав. А поэтому зачем забирать просроченное водительское? Проще сразу получить новый документ. А не тут-то было. Дело в том, что при замене прав требуется конкретный перечень документов: паспорт, медицинская справка и права. Если последних нет, то тогда для начала человек должен написать заявление об их утрате: потерял, украли. В любом случае информация о водителе будет проверена по базе данных. Если выяснится, что он лишен прав и срок не истек, ему придется по прежнему ходить пешком. Если в базе обнаружится, что права не были потеряны, а хранятся по месту лишения, то он может попасть уже под совсем другую статью, причем уголовного кодекса. Но получить даже временное разрешение на срок проверки он не сможет.

Так что ему придется самому либо ехать в Краснодарский край, либо посылать туда запрос с просьбой переслать документ по месту жительства.

Порядок обмена прав, а также их возврата утвержден постановлением правительства РФ N 1396, а также прописан в приказе МВД N 782.

В правовом поле появятся профессиональные посредники, которые будут мирить истцов и ответчиков

апреля 15, 2010
Российская газета

Владислав Куликов

«Российская газета» — Федеральный выпуск №5158 (79) от 15 апреля 2010 г.

Глава комитета Госдумы, председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников считает, что через 2-3 года примирительные процедуры значительно снизят нагрузку на суды. Фото: Завражин Константин
Глава комитета Госдумы, председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников считает, что через 2-3 года примирительные процедуры значительно снизят нагрузку на суды. Фото: Завражин Константин

Вчера глава Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил «Российской газете», что в стране должна появиться совершенно новая корпорация профессионалов: эти люди помогут спорящим договориться по-хорошему.

Это будет совершенно новый для нашей страны институт, который, по мнению экспертов, сможет в перспективе изменить моральный климат в стране. Люди, которые расходятся во взглядах, начнут разговаривать друг с другом. Пусть и с чужой помощью, но, возможно, они поймут другого или как минимум станут терпимее к нему относиться. А там, где тебя понимают и терпят, всегда приятней жить.

Накануне Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал принять в первом чтении президентский законопроект «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Именно этот документ подробно прописывает, как должны трудиться посредники.

Любой юрист знает, когда в судебном споре рождается истина, неприятный осадок все равно у кого-то остается. В итоге люди, встретившиеся в суде за барьером, если и не становятся врагами, то уж руку друг другу точно не подают. Изменить положение могут специальные посредники, чья профессия — помогать людям найти общий язык. Очень скоро специалисты по миру начнут действовать на законных основаниях и в нашей стране.

Обращаться к ним смогут, например, бывшие супруги. Далеко не всегда бывшие муж и жена находят в себе силы остаться друзьями, вряд ли надо рассказывать, каким кошмаром становится развод в таком случае. Хуже всего, когда начинают делить и детей. Ребенок, получается, платит за ошибки взрослых. Возможно, посторонний человек, имеющий соответствующее образование, поможет бывшей семье расстаться по-хорошему.

Говорят, время лечит. Но доброе и профессиональное слово порой лечит быстрее.

Другой вариант — трудовые споры. Иногда начальник настолько не прав, что работнику прямая дорога в суд. Однако люди часто боятся призвать босса к судебному барьеру, потому что даже победа может оказаться пирровой. Мол, сегодня тебя восстановят в правах, а завтра — уволят. За строптивость. Надо будет — подходящую формулировку найдут.

Зато посредники, как рассчитывают эксперты, смогут решить проблемы с начальством относительно безболезненно. Так, чтобы все стороны сохранили лицо и обиды ни на кого не держали. В законопроекте особо подчеркивается, что медиация — процедура добровольная. Заниматься ей должны специальные посредники, профессионалы в своем деле. Дело не только в навыках конкретного специалиста, но и в том, что к нему нет ненависти ни у одной из сторон. А это всегда облегчает диалог.

По итогам процедуры стороны должны заключить медиативное соглашение. Его исполнение осуществляется на основе принципов добровольности и добросовестности. На непрофессиональной основе имеет право работать медиатором любой гражданин, достигший 18 лет, обладающий полной дееспособностью и не имеющий судимости. При этом чиновники не могут быть медиаторами.

А профессиональным медиатором можно будет стать только после 25 лет, получив высшее образование и пройдя курс обучения по программе особой подготовки. Кстати, в некоторых регионах уже проводились соответствующие эксперименты. Например, в Свердловской области за два года подготовили 70 посредников, а при местных вузах — юридической академии и экономическом университете — открыты два учебно-методических центра.

Специалисты Арбитражного суда области прошли медиативные тренинги, а на сайте суда появился раздел, содержащий информацию о способах примирения и сертифицированных медиаторах. Конфликтующие стороны вместе с определением о принятии дела к производству стали получать уведомления о преимуществах мировых соглашений. В результате, как рассказывают эксперты, предприниматели действительно стали чаще мириться.

прямая речь

Глава комитета Госдумы Павел Крашенинников разъяснил детали нового законопроекта.

Российская газета: Медиаторы — пока еще непривычное для общественности слово. Зачем вообще понадобилось разрабатывать для них специальный законопроект?

Павел Крашенинников: Целью законопроектов является создание правового урегулирования споров при участии независимых лиц — медиаторов, осуществляющих свою деятельность в том числе профессионально, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Процедура медиации является альтернативой судебному или административному разбирательству. Медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору. Он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта. Процедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

РГ: Направлять к посредникам будет суд? Или спорящие стороны могут сами прийти к медиатору?

Крашенинников: Примирительная процедура может иметь место как во внесудебном порядке, так и до, и после обращения в суд, в том числе и по предложению суда. Поэтому одновременно с законопроектом подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации), которым устанавливается порядок применения процедуры медиации при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде. В этом законопроекте также устанавливаются: порядок утверждения медиативного соглашения судом, арбитражным судом, третейским судом, процессуальные гарантии конфиденциальности процедуры медиации.

РГ: Какой эффект будет, по вашему мнению, от этого закона?

Крашенинников: Принятие законопроекта позволит не только разгрузить суды, но и сделать отношения в экономической сфере более цивилизованными. Ведь примирительные процедуры основаны на принципе взаимного волеизъявления сторон, конфиденциальности и беспристрастия посредника, сотрудничества и равноправия сторон. Введение в практику осуществления примирительных процедур будет способствовать поддержанию конструктивного делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений.

Нотариус Москвы Агафонова Ирина Викторовна

Московская городская нотариальная палата


Лицензия на право ведения нотариальной деятельности № 000225-77

выдана Главным управлением Министерства юстиции РФ от 31 марта 2003 г.

© 2003-2025 НОТАРИУС АГАФОНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА